Искусство задавать вопросы

Несколько месяцев назад я начала замечать, что уровень моего ученика Антона (13 лет) начал опережать мой собственный)) Во всяком случае, по части активного словарного запаса. Он нередко вворачивает такие фразочки, которые я сама вряд ли использовала бы в спонтанной речи.

Три года назад, когда мы начинали заниматься, мы взяли учебник Eyes Open 2, ориентированный на уровень A2. Два года назад – Eyes Open 3 (уровень B1). В начале этого учебного года – Think 3 (уровень B1+). Кажется, ещё недавно я нужна была ему для того, чтобы объяснить, почему здесь нужен такой-то артикль, а там – другой; чтобы показать, в каких случаях после модальных глаголов нужен Simple Infinitive, а в каких – Perfect Infinitive… Теперь ничего этого не нужно.

И вот, когда уровень Антона стал подниматься со страшной скоростью, я подумала: можно отпускать его в свободное плавание; зачем я ему теперь) И как раз в тот момент он попросил меня увеличить продолжительность наших занятий.

Зачем?

Он сам находит видео на Ютубе, документальные фильмы, статьи, художественные книги, тьюториалы, которые соответствуют его интересам, читает и смотрит их в большом количестве.

Он уже несколько месяцев ведёт дневник на английском, где каждая запись длиной в несколько сотен слов. А недавно он создал свой сайт, где все тоже исключительно на английском, и каждую неделю он публикует там длиннющее Newsletter. Все это – по собственной инициативе, без каких-либо указаний с моей стороны.

Да, за первые годы наших занятий я помогла Антону подняться на тот уровень, который позволяет ему полноценно коммуницировать на английском. Но сейчас-то зачем ему я?))

Я долго думала над этим вопросом и наконец поняла. Я нужна ему для того, чтобы задавать ВОПРОСЫ. Такие вопросы, которые помогают направить мысль в новое русло, а вслед за мыслью – и речь. Только для этого.

И я поняла, что это одно из главных умений, которое мне удалось у себя развить за 10 лет в преподавании. Умение задавать вопросы. Такие вопросы, из которых может вырасти дискуссия, которые помогут человеку увидеть собственный опыт в новом свете или задуматься о том, что ранее никогда не попадало в поле его зрения.

Осознав это, я смогла по-новому ответить на вопрос: «Что меня тянет все время создавать свои учебные материалы в мире, который наполнен до краев учебниками, пособиями, сайтами по английскому языку?»

Создавая свои материалы и потом используя их с учениками, я учусь задавать нужные вопросы. Я начинаю чувствовать, какие вопросы дадут моим ученикам food for thought, а какие – нет. Какие развяжут язык (и мысль), а какие – введут в ступор. Какие помогут think outside the box, а какие заставят чахнуть над златом банальностей и штампов.

Каждый раз, когда я возвращаюсь к заданиям, составленным несколько лет или даже месяцев назад, я нахожу в них вопросы, которые сейчас – с высоты приобретённого опыта – кажутся мне неудачными. И я начинаю снова ломать голову над тем, чем их заменить или как сформулировать их иначе – проще, чётче, глубже. Так, чтобы они служили главному делу учителя – направлять и давать свободу, находить точку роста и давать человеку возможность расти из этой точки так, как он может и хочет.

Без постоянной работы над собственными материалами я не могла бы развивать в себе это умение. А без этого умения я не могла бы проводить хорошие уроки. Ведь для этого нужно уметь быстро реагировать на слова ученика и находить нужные вопросы в режиме реального времени.

Поэтому, дорогие коллеги, хотя я периодически рекламирую здесь свои собственные разработки, главное, чем я хотела бы поделиться с вами – вот эта простая мысль: сколько бы ни было вокруг полезных материалов, созданных другими замечательным профессионалами, очень важно, используя чужое, продолжать создавать что-то своё. Так мы растём над собой. И так с нами начинают по-новому расти наши ученики, перерастая нас.

WonderlEng

WonderlEng

Меня зовут Шустилова Татьяна. Я преподаю английский язык и зарубежную литературу школьникам, студентам и взрослым. Создаю свои материалы на основе аутентичных фильмов, книг, видео и статей. Выпускница филологического факультета МГУ, кандидат филологических наук. Автор и руководитель образовательного проекта "WonderlEng".

About Me

Меня зовут Шустилова Татьяна. Я преподаю английский язык и зарубежную литературу школьникам, студентам и взрослым. Создаю свои материалы на основе аутентичных фильмов, книг, видео и статей.

Выпускница филологического факультета МГУ, кандидат филологических наук.

Recent Posts

Sign up for our Newsletter